Куфар

Предметы народного быта, которые использовались в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Повсеместное распространение в Беларуси в XIX в. получил сундук или как его ещё называли куфар, кубел, скрыня. Когда-то их можно было встретить и в деревнях, и в городах. В одни клали андараки, рушники, скатерти и покрывала, в другие – продукты питания. Сундуки со стратегическим запасом сала и колбас обычно держали где-нибудь подальше, а под рукой оставляли небольшие скрыни, где хранили не только мясные изделия, но и сыр, творог. В народе образ сундука больше всего ассоциируется со свадебной обрядностью, так как в нем хранилось приданое и иные ценности. Во время свадьбы жених должен был выкупить сундук:
«Скрыня сакоча. Чаго яна хоча? Паўтара залатога ад князя маладога». В дом молодой куфар везли «кубельники» (сват или брат молодой), которым наказывали не потерять «нi скрынi, нi пярынi, нi маладой гаспадынi». Все виды сундуков изготавливали из твердых пород дерева. Крышка крепилась на штативные петли, запиралась на врезной или навесной замок. Сундуки брали с собой в дорогу. Изготавливали их с пологой крышкой, чтобы можно было положить под голову. Такие сундуки, для хранения и перевозки личных вещей, брали с собой и военнослужащие. В экспозиции Речицкого краеведческого музея вы можете увидеть армейский сундук 19 века (фото 2). Принадлежал он Прокофию Тимофеевичу, уроженцу д. Бронное, который прослужил в царской армии 25 лет. С начала ХХ века во многих регионах Беларуси распространяются сундуки с художественной росписью растительного и геометрического орнамента. В фондах нашего музея хранится расписной сундук (фото 3), который принадлежал Васильян Лидии Назаровне, жительнице г. Речица с сентября 1998 г. Сундук изготовлен пленным немцем в лагере для военнопленных в г. Воркута, где Васильян Фёдор Емельянович (муж Лидии Назаровны), охранял военнопленных.