Серп

Земледельческое производство за свою многовековую историю наложило характерный отпечаток на весь уклад жизни крестьянина-земледельца, в равной мере и на разделение труда отдельных членов семейства.
Обработка земли под посев и сам процесс сева считались мужскими работами. Зато уборка урожая - жатва считалась преимущественно женской работой.
Все зерновые в Беларуси убирали преимущественно серпом. Серп является древнейшим орудием жатвы почти у всех земледельческих народов мира. Серпы, употреблявшиеся у белорусов, имели зазубренную режущую поверхность. Металлическое лезвие серпа насаживалось на короткую деревянную ручку, поэтому работать приходилось согнувшись.
Серп был связан с символикой поля и жатвы, имел двойное полярное значение. С одной стороны, серп был предназначен для того, чтобы срезать колосья, и поэтому символизировал смерть. В народной культуре смерть иногда отождествлялась с образом беспощадной жнейки с серпом в руке. С другой стороны, серп символизировал богатый урожай, благополучие, плодоносимость. Поэтому он часто был основным атрибутом древних богов земледелия и плодородия. Примечали, когда серп случайно падал с рук, ждали большого урожая. А еще говорили так: пока серпом не порежешься — жать не научишься. 21 февраля обязательно вынимали серпы, которые были заткнуты в переборку сеней, и осматривали их. Когда они затупились, несли к кузнецу: на Захария-Серповидца смотри серпы на лето, или так: не в то время серпы точат, когда на жатву идут. Кроме того, серпы брызгали крещенской водой и говорили: «Не обрежешь в свое время кривого серпа — не одолеешь в поле снопа».